Референсные значения («нормы») для идеально здоровых людей (нас с Вами)
Референсные значения 👁 Прочитало 11 157 человек
А. Радостный, холистический системный аналитик,
NewsForLife.info
Эти слова в полной мере применимы и к антиэйджингу и к биохакерству.
Только тщательно учитывая и контролируя параметры своего тела, Вы сможете выявить слабые места и с радостью наблюдать за прогрессом после Ваших действий.
Учёт и контроль — обязательное условие антистарения.
А теперь о печальном — о «надзоре за контролем», как завещал великий Ленин и учила Коммунистическая партия 🙂 .
Для контроля состояния здоровья мы используем так называемые «нормы» или референсные значения параметров крови, мочи и т.п.
Например: референсные значения гормона щитовидной железы трийодтиронина Т3 в сыворотке крови: 0,89—2,44 нмоль/л.
Но так ли нормальны эти «нормы», эти референсные значения?
Увы…
Во-первых, «нормы» создаются на основе выборки условно-здоровых «обычных» людей, которые в массе своей слыхом не слыхали об антистарении. И ведут они не слишком здоровый образ жизни и питаются они отнюдь не оптимально.
Иногда это доходит до маразма. Например, в т.н. анализе биотоп «Просветная микробиота толстой кишки» (по Осипову) «норма» для Helicobacter pylori указана 232 кл/г х 105, со встречаемостью в данном биотопе 77%. Однако Helicobacter pylori вызывает хронический активный гастрит у всех (!) инфицированных пациентов. В дальнейшем это потенциально может привести к язве, атрофическому гастриту, раку желудка [1]. Иными словами, «нормальная норма» для Helicobacter pylori равна нулю, т.е. полнейшему отсутствию вредного микроорганизма. А встречаемость 77% означает, что у 77% обследованных людей в привратнике желудка нашла прибежище эта опасная бактерия, постепенно разрушающая организм. Разве это нормально?
Ещё пример.
Российская «норма» для селена в крови вообще находится в зоне повышенной смертности. Она просто отражает статус селена в выборке, каковой, получается, недостаточен.
Понятно, что с такими «нормами» нам не по пути!
Между тем, как будет показано далее, у людей, ведущих разумную жизнь, «нормы» другие!
Во-вторых, выборки для создания «норм» вопиюще часто очень маленькие, нерепрезентативные.
И это отражается парадоксально: для одного и того-же параметра, например, крови, разные лаборатории имеют различающиеся референсные интервалы!
С логической точки зрения такого не может быть. Этого и нет. Такой вот бардак — результат грубых методологических погрешностей в постановке калибрующего эксперимента. Ведь при корректной постановке эксперимента такое не случится вне зависимости от применяемых химикатов и алгоритмов обработки.
Какие нормы нам нужны
Как я уже отмечал, референсные значения («нормы») калибруются на основе выборки квази-здоровых людей.
Но, как иногда печально шутят врачи, «нет здоровых людей, есть недообследованные». В случае «норм» это именно так. Все референсные интервалы получены на базе замера условно-здоровой выборки. А нам-то с Вами хочется быть не условно-здоровыми, а идеально здоровыми. Такими, которых называют «ridiculously healthy adults» — возмутительно здоровые взрослые люди, абсурдно здоровые взрослые люди, до смешного здоровые взрослые люди.
До обидного мало исследований ridiculously healthy adults.
Лейкоцитарная формула у идеально здоровых людей
Группа учёных из Отделения иммунобиологии Университета Аризоны (США) изучила мужчин и женщин, долго практикующих ограничение калорий без недоедания (ОКБН) [2].
ОКБН увеличивает продолжительность жизни у многих модельных организмов и считается методом продления жизни у Homo Sapiens.
Важно, что эти ridiculously healthy adults практиковали ОКБН долгое время — от 3 до 20 лет, в среднем в течение 10 лет.
В действительности, по моему мнению, особого ограничения калорий у этих американских товарищей и не было. Ведь они усреднённо получали из своей здоровой пищи 1790 ± 225 ккал в день, что, по моему мнению, не так уж мало. Я, кстати, потребляю меньше калорий, но не считаю это ограничением колоража.
На мой взгляд, важнее то, что питались эти ребята очень гармонично и замечательно:
➡ избегали рафинированной пищи, наполненной пустыми калориями и трансжирными кислотами;
➡ зато с удовольствием поедали разнообразные необработанные продукты, богатые ценными питательными веществами (овощи, фрукты, орехи, яичные белки, рыбу, нежирные молочные продукты, цельнозерновые и бобы).
Эта роскошная пища обеспечивала им > 100% рекомендуемой суточной дозы всех необходимых питательных веществ.
Процент общего потребления энергии, поступившей из белков, жиров, углеводов и алкоголя, составлял 22, 27, 51 и 0,2% соответственно. Это очень близко к идеалу.
Как явствует из материалов Calorie Restriction Society, эти мудрые американцы много двигались и вполне высыпались.
Т.е. фактически, они просто вели ЗОЖ, причём долгое время. Поэтому я позиционирую их способ бытия как ЗОЖ, а не как ограничение калорийности (Calorie Restriction).
В общем, супер.
Но!
Но?
Авторы исследования [2] пришли к выводу, что «Ограничение калорийности у людей приводит к лейкопении крови». Ибо у них наблюдались значительно пониженные циркулирующие уровни общих лейкоцитов, нейтрофилов, лимфоцитов и моноцитов (группа CR) в сравнении с их соотечественниками, ведущими малоподвижный образ жизни и потребляющими вреднющую типичную западную диету [2]:
Т.е., по мнению авторов, параметры крови у малоподвижных и подлинно жирных людей (см. красные цифры), жрущих всякие бигмаки, пересахаренные колы и прочую дрянь, лучше, чем у Homo реально Sapiens.
Позвольте не согласиться.
Имеющиеся «нормы» обобщают результаты измерений не людей, ведущих разумный, т.е. здоровый образ жизни, а как раз субъектов, склонных к общепризнанно неполезной западной диете и малоподвижных.
Между тем число лейкоцитов (WBC) и абсолютное количество моноцитов — каковые считаются биомаркерами возрастного воспаления — увеличивается с возрастом [3].
Аналитики из Балтиморского продольного исследования старения [4] в период с 1958 по 2002 год наблюдали тенденцию к снижению количества лейкоцитов и параллельному снижению возрастной смертности. Они объясняют это сопутствующими изменениями окружающей среды (т. е. меньшим воздействием инфекционных агентов и / или улучшением санитарных условий) и изменением образа жизни (например, курение, физическая активность, диета и алкоголь).
Также воздержание от табака связано с более низким количеством лейкоцитов и нейтрофилов. Самые физически активные участники были в группе с наименьшим риском и с наименьшим количества лейкоцитов, а физическая активность была обратно пропорциональна количеству лейкоцитов [4].
Т.е. меньше лейкоцитов — больше здоровья.
Наоборот, ожирение связано с провоспалительным состоянием, которое характеризуется повышенным уровнем количества лейкоцитов, а также, разумеется, С-реактивного белка и интерлейкина-6 [4].
Таким образом, иммунную систему группы ЗОЖ можно считать более молодой и крепкой, чем группу западной диеты. А повышенные значения у «западников» (в пределах «нормы») я осмелюсь обозначить как субклиническую переактивацию клеток иммунной системы. Вследствие дурного питания и малоподвижности.
Концентрация гормонов щитовидной железы в сыворотке у ridiculously healthy adults
Общий трийодтиронин Т3 был ниже на 30% в группе ЗОЖ, чем в группе западной диеты: 73.6±22 и 94.3±17 нг/дл соответственно [5]. Или 1,13±0,34 нмоль/л при американской «норме» 1,07—2,53 нмоль/л. Российская «норма», между прочим, пошире штатовской: 0,89—2,44 нмоль/л, что можно объяснить тем, что американцы уверенно занимают первое место в мире по числу излишне полных людей.
Таким образом, референсные значения для трийодтиронина общего Т3 для (почти) идеально здоровых людей будут примерно такими: 0,79—1,47 нмоль/л.
Форма для пересчёта из разных единиц Т3 ЗДЕСЬ.
Трийодтиронин свободный для ЗОЖ оказался таким: 1,08±0,46 пг/дл, при этом нормальный диапазон 1,45—3,48 пг/дл [5].
Или 1,66±0,7 пмоль/л (американская норма 2,23—5,35; российская — 2,6—5,7 пмоль/л).
Т.е. референсные значения для трийодтиронина свободного FТ3для (почти) идеально здоровых людей будут примерно такими:
0,96—2,36 пмоль/л.
Форма для пересчёта FТ3 из разных единиц ЗДЕСЬ.
Концентрации общего и свободного Т4, обратного Т3 и ТТГ в сыворотке были одинаковыми для разных групп.
К слову говоря, полученные результаты не удивляют. Как известно, у наследственных долгожителей функция щитовидной железы снижена.
Давление крови
Как систолическое, так и диастолическое артериальное давление в группе людей, долго практикующих ограничение калорий без недоедания (ОКБН) — фактически ЗОЖ — были чрезвычайно низкими, со значениями в диапазоне, обнаруженном у 10-летних детей: 99 ± 10 и 61 ± 6 мм рт. ст. Т.е. в этом аспекте они как бы и не старели 🙂 .
При этом ни у одного из людей в группе ЗОЖ не было симптомов постуральной гипотензии [6].
Постуральная гипотензия — это состояние, при котором артериальное давление резко снижается при изменении положения тела из позиции сидя или лёжа в положение стоя.
Отмечается, что значительное понижение систолического и диастолического АД произошло уже в течение первого года ОКБН с дальнейшим снижением до чрезвычайно низких уровней в последующий период.
И ещё
Сывороточные маркеры воспаления были существенно лучше у ЗОЖевцев, что, конечно, очевидно [7]:
Кроме того, ЗОЖ (ОКБН):
— увеличивал уровни адипонектина и белков, связывающих инсулиновый фактор роста (IGFBP);
— значительно снижал уровни инсулина, инсулиноподобного фактора роста 1 (ИФР-1, IGF-1), индекса инсулинорезистентности HOMA, С-реактивного белка и интерлейкина-6, лептина;
— не изменял уровень гормона надпочечников дегидроэпиандростерона (ДГЭА) [8]:
Референсные значения для идеально здоровых людей
Исходя из этого можно примерно сформировать наши с Вами референсные значения:
Что делать
Если Вы реальный Homo Sapiens, а не «по паспорту», т.е. если Вы ведёте разумный образ жизни, то Ваши показатели крови (и другие), характеризующие воспалительные процессы, должны, как минимум, быть в зелёной зоне стандартных референсных значений. И даже возможно за её пределами — в области реального оптимума.
Параметры, которые с возрастом растут, обязаны находиться возле нижней границы «норм» или быть ещё меньше.
Характеристики, снижающиеся с годами, непременно должны попадать в верхнюю часть диапазона.
А также, как я уже писал, есть смысл ориентироваться на показатели детского тела, поскольку оно новее и менее поношено.
По мере поступления новых научных данных мы будем пополнять и уточнять референсные значения для ridiculously healthy adults. Следите за почтой.
Рассылка «Здоровье и анти-старение»
НЕ ПРОПУСТИ!
Будьте здоровы, молоды и счастливы. Вечно!
Сегодня пользователи сайта особенно интересуются этим:
- >>> Свежие новости
- >>> Таурин. Когда, сколько, какой, кому, побочки. Как…
- >>> Кремний. Когда, сколько, какой, кому, побочки. Как…
- >>> Глутатион. Когда, сколько глутатиона, какой, кому,…
- >>> Цинк. Когда, сколько, какой, кому, побочки. Дефицит. Избыток
ПОДЕЛИСЬ ЭТОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ С ДРУГОМ!
Источники
- Malfertheiner P, Mégraud F, O’Morain C et al. European Helicobacter and Microbiota Study Group and Consensus panel. Management of Helicobacter pylori infection — the Maastricht V/Florence Consensus Report. Gut. 2017 Jan;66(1):6-30. doi: 10.1136/gutjnl-2016-312288
- Contreras NA, Fontana L, Tosti V, Nikolich-Žugich J. Calorie restriction induces reversible lymphopenia and lymphoid organ atrophy due to cell redistribution. Geroscience. 2018 Jun;40(3):279-291. doi: 10.1007/s11357-018-0022-2.
- Sebastiani, P., Thyagarajan, B., Sun, F., Schupf, N., Newman, A.B., Montano, M. and Perls, T.T. (2017), Biomarker signatures of aging. Aging Cell, 16: 329-338. https://doi. org/10.1111/acel.12557
- Ruggiero C, Metter EJ, Cherubini A, Maggio M, Sen R, Najjar SS, Windham GB, Ble A, Senin U, Ferrucci L. White blood cell count and mortality in the Baltimore Longitudinal Study of Aging. J Am Coll Cardiol. 2007 May 8;49(18):1841-50. doi: 10.1016/j.jacc.2007.01.076. PMID: 17481443; PMCID: PMC2646088.
- Fontana L, Klein S, Holloszy JO, Premachandra BN. Effect of long-term calorie restriction with adequate protein and micronutrients on thyroid hormones. J Clin Endocrinol Metab. 2006 Aug;91(8):3232-5. doi: 10.1210/jc.2006-0328. Epub 2006 May 23. PMID: 16720655.
- Fontana L, Meyer TE, Klein S, Holloszy JO. Long-term calorie restriction is highly effective in reducing the risk for atherosclerosis in humans. Proc Natl Acad Sci U S A. 2004 Apr 27;101(17):6659-63. doi: 10.1073/pnas.0308291101. Epub 2004 Apr 19. PMID: 15096581; PMCID: PMC404101.
- Meyer TE, Kovács SJ, Ehsani AA, Klein S, Holloszy JO, Fontana L. Long-Term Caloric Restriction Ameliorates the Decline in Diastolic Function in Humans. J Am Coll Cardiol (2006) 47:398–402. 10.1016/j.jacc.2005.08.069
- Lettieri-Barbato D, Giovannetti E, Aquilano K. Effects of dietary restriction on adipose mass and biomarkers of healthy aging in human. Aging (Albany NY). 2016 Nov 29;8(12):3341-3355. doi: 10.18632/aging.101122. PMID: 27899768; PMCID: PMC5270672.