Как гормоны влияют на мораль
Аннотация
Не все знают, что следование (или пренебрежение) моральным принципам зависит от уровня тестостерона. Причём имеет значение эндогенный это тестостерон или привнесённый. Поразительные результаты исследований.
Автор: Афоня Радостный
Мораль, конечно, носит классово-исторический характер. У правящих классов своя мораль (весьма гибкая), тогда когда как у «низших» классов другая мораль, более ограниченная (прививаемая правящими классами в целях управления).
Однако некоторые люди добросовестно следуют моральным нормам своего класса, тогда как другие их игнорируют. Почему?
Эндогенный тестостерон и мораль
Ряд исследований связывают аморальное поведение с высоким уровнем эндогенного (природного) тестостерона. Более значительный уровень тестостерона связан с более сильными утилитарными предпочтениями.
Люди с высоким уровнем психопатии, как правило, имеют повышенный уровень эндогенного тестостерона и проявляют более низкую чувствительность к моральным нормам.
Ряд исследований подтверждают связь между преступностью среди взрослых и тестостероном.
Но это не значит, конечно, что именно тестостерон является причиной нечувствительности психопатов или преступников к моральным нормам.
Мужчины с высоким уровнем тестостерона выглядят типичными самцами. Однако наряду с бьющей через край половой активностью, им присуща агрессивность, увеличенная возбудимость, раздражительность, а также перепады настроения.
С возрастом, кстати, уровень тестостерона снижается. Может быть поэтому, среди прочего, более зрелые люди чаще склонны к компромиссам, а не к конфронтации.
Экзогенный тестостерон и мораль
Недавно исследователи из Техасского университета выяснили, что добавки с тестостероном делают людей более чувствительными к моральным нормам, т.е. более «моральными».
Таким образом, влияние тестостерона на поведение является более сложным, чем считалось ранее.
Что делать
«Поскольку моральные рассуждения хотя бы частично основаны на глубоко укоренившихся биологических факторах, некоторые моральные конфликты могут быть трудно разрешимы с помощью аргументов», — утверждает профессор психологии Бертрам Гавронски[i].